|
КАК Я ПРИШЕЛ К СЕЛЕКЦИИ СЕНПОЛИЙ
Рассказ нужно начать со школьного возраста, когда я ездил на "птичий" рынок и на мелкие скопленные деньги покупал различные растения (кактусы, суккуленты, фиалки). Это были маленькие радости детства. Я не отдавал какого-то предпочтения определенным культурам, а покупал все, что нравится, и было дешево. Цветы стояли на окне и письменном столе. Не было ни ламп, ни стеллажей. А народный опыт, к сожалению, почти всегда ошибочный, заставлял искать глиняные горшки и составлять земельные смеси, которые никуда не годились.
Следующим этапом можно выделить 1987 год, когда я обнаружил, что на разведении комнатных растений некоторые люди прилично зарабатывают. Тогда же я познакомился с технологией выращивания цветов в квартире (стеллажи, лампы, теплички). Однако период, когда я пытался заняться "бизнесом" комнатных растений длился недолго. Впрочем, за это время я успел приобрести опыт и конкретные навыки работы с растениями. Несоизмеримо выросла моя коллекция (пестролистники, фиалки, орхидеи).
В 1992 году мне пришлось полностью прекратить выращивание растений, так как они перестали кого-либо интересовать. Я обнаружил, что цветы в нашей стране являются предметом роскоши, и спрос на них сильно зависит от покупательной способности населения.
Прошло два тяжелых года, и я устроился работать в теплицу, где существенно дополнил свои практические знания о растениях и технологии их выращивания. Это были совершенно разные культуры - хвойники, розы, папоротники. В 1994 году я начал также массовое разведение фиалок. Соотношение цен в это время сложилось таким, что работать было выгодно. Но и этот период длился недолго. В 1998 году после известных событий производство растений опять свелось к символическим масштабам.
Тем не менее, и это время не прошло даром. Я общался с Н.А.Берсеневым, который сориентировал меня к правильному подходу в выращивании растений. Благодаря нему я приобрел много знаний. Правда, занятие фиалками (и селекцией) было моей личной инициативой. Николай Александрович считал уже тогда сенполиеводство бессмысленной тратой времени. А семья Макуни вела уже далеко не такую привилегированную жизнь, как раньше. Голландия наводнила рынок различными растениями, а Америка - фиалками. Борис Михайлович был вынужден продавать свои сорта и на московский рынок.
В 1999 году я опылил первые цветки и вскоре получил семена. Мне тогда хотелось получить интенсивно-фиолетовые сорта и сорта с "шапочным" цветением. Этот опыт полностью удался. Я до сих пор держу в своей коллекции такие сорта, как "Морской Миф", "Очаровательная", "Неженка", "Крошка". В дальнейшем я понял, что вывести сорт, обладающий одновременно интересным цветком и хорошими сортовыми признаками (обильность цветения, длительное неувядание, хорошая листва) достаточно трудно. Поэтому от строгих критериев мне пришлось отказаться. И следующие сорта уже не были столь безукоризненны, но имели интересный уникальный цветок.
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, УСПЕХИ И ОШИБКИ.
Наступил 2002 год. Этот год был сложный (как и многие!), и все было в нем не по правилам (и хорошее, и плохое). В этом году Н.Ф. Андреевой и В.Н Калгиным было основано российское общество любителей сенполий РООЛС. После этого фиалочная жизнь в Москве забила ключом. Была проведена первая большая выставка фиалок.
Во-первых, о начальном этапе селекции и некоторых ошибках. Выбранное направление первой селекции было моей стратегической ошибкой. Ведь о новом селекционере судят по первому впечатлению, первым сортам. А что у меня было? Набор банальных фиолетовых звезд (хотя и с хорошими сортовыми признаками) и пестренькие "анютки" с "шапочным" цветением. Спасло только старание В.Н.Калгина, который повел рекламную компанию в мою поддержку. И еще один промах я был вынужден совершить в это время. Дело в том, что Н.Ф.Андреева очень торопилась пустить "на меристему" мои первые сорта, представленные на первой выставке РООЛСа. Я был не готов к этому шагу и сказал, что эти сорта не полностью проверены. Я вообще не люблю по жизни людей, которые навязывают другим свою волю. В результате из 4 сортов, взятых на меристемное размножение, один оказался совершенно негодным. Это был "Морской Монстр". Уже позднее я сделал вывод, что сорта, у которых один из родителей отличается плохими сортовыми признакам, склонны к изменчивости своих свойств в зависимости от условий выращивания.
Во-вторых, о периоде РООЛСа. Это было время, когда я попытался поверить в людей еще раз, в некоторые объединяющие социальные и нравственные принципы. Увы, меня ждало разочарование. Многие вступали в общество, преследуя только коммерческие интересы. Разочарование в людях меня ждало и дальше... Я бы сказал, что оказался не готов к восприятию людей из "фиалочного мира". Но так хотелось поверить в чудо! Думалось: "Вот, такие же, как я, люди собрались, чтобы посвятить себя простому и прекрасному делу!" Увы, я жестоко ошибался...
МОЙ ПОДХОД К СЕЛЕКЦИИ.
Первое. Я никогда не претендовал на какую-то исключительность в этой работе. Создание новых сортов фиалок (как растений вообще с неустойчивой генетикой) среди общего обилия уже выведенных не является делом каким-то особенным. По этой причине я сразу отказался от авторской приставки в названии сорта. Я не страдаю манией величия. И мне кажется, что пытаться увековечить свое имя в этой области, все равно, что расписываться на прибрежном песке перед набегающей волной. Судите сами: многих ли отечественных селекционеров кроме Б.М.Макуни сейчас помнят? Много ли в коллекциях их сортов?
Второе. Нужно признать, что конкуренция на рынке сенполий обостряется с каждым годом. Люди хотят чего-то нового, необыкновенного. После первой партии сортов я быстро перестроился и для себя решил: я буду заниматься только интересными и уникальными сортами, трехцветными, с утонченной цветовой гаммой, либо яркими и броскими. Конечно, у меня в каталоге есть банальные растения. Но это сорта на год-два. Мое направление селекции - быть на уровне селекции мировой, стараться опередить, где-то превзойти американские сорта. Это достойная для меня задача, учитывая, что возможности мои невелики.
В 2006 году, на мой взгляд, я сделал шаг вперед: вывел много сортов, не имеющих американских аналогов. Это такие сорта как "Армагеддон", "Везувий Элит", "Cosmic Jaguar", "Sharlene" и многие другие...
НАЗВАНИЯ СОРТОВ.
Сейчас много обсуждений на форумах, посвященных названиям. Устраиваются даже конкурсы для названий новых сортов. Часто своим сортам я даю экстравагантные имена. У меня, например, в каталоге есть такой сорт "Озорные волки. Блю." Но в своих названиях Константин Морев перещеголял даже меня. "Фиолетовая Русалка" - это круче.
Ну, а если серьезно, то обычно селекционер вкладывает в название часть своей души, отражение внутреннего мира. Некоторые названия моих сортов имеют эзотерический смысл, некоторые отражают близкий мне музыкальный или литературный образ. Иногда названия могут носить сатирический характер, бросающий вызов общепринятым нормам морали и типовому менталитету.
Английские названия я даю обычно лучшим сортам. Почему я делаю это? Прежде всего, потому что английский язык - международный, и Америка - родина селекции сенполий. Такие сорта по характеристикам сходны с зарубежными (коллекционеры иногда ошибочно их помещают в каталоги среди зарубежных сортов). В любом случае английские названия дают не меньший простор для фантазии, чем русские. Что касается некоторых неудобств, то со мной согласятся, что давать названия - право автора.
О ДРУГИХ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСАХ.
В последнее время я слышу много нареканий в адрес селекционеров. Это касается устойчивости сортов, качестве описаний, продажи сеянцев. Я затрону те моменты, которые касаются меня.
Среди селекционеров есть негласное правило об уважении к труду товарища по профессии. Какие бы ошибки он не делал, его работа оправдывает его недочеты. Если кто-то не в восторге от отечественной селекции, пусть пробует выводить сорта сам.
Мне нравится подход Е.В.Коршуновой - качество ее сортов, их массовость, продуманная система рекламы и распространения. Белые "спорты", которые иногда получаются из ее сортов, лишь украшают ее селекцию. Обычно фиалки "спортят" в темную сторону. Причем, часто необратимо. Ну, что ж, если кому-то по душе темные "Arctic Frost", "Lyon,s Spectacular" - это дело вкуса. Лично я бы предпочел сорта Е.В.Коршуновой.
В своем подходе, как селекционер, я не стремился к массовости. Мне было достаточно небольшого круга моих поклонников. Вообще фиалка ценна, когда она редка. Я не люблю приукрашивания, длинные восторженные описания в каталогах, слишком сильно отдает банальным желанием продать. Обычно, чем лучше описание, тем хуже признаки сорта.
Немного о продаже новинок К.Л.Морева. Я думаю, что в этой кампании не все продумано. Но не надо забывать, что это первый большой проект совместной работы "Дома Фиалки" с отечественным селекционером. Если кто-то недоволен ценами, качеством сортов и продаваемого материала, пусть не берет. Насильно никого покупать еще не заставляли.
Во многих вопросах, поднимаемых в Интернете, я согласен с позицией К.Л.Морева. Неприятные моменты, связанные с сеянцами, коснулись и меня. Из-за того, что я раздал десятки неинтересных сеянцев, и они потом "гуляли" по стране, как сорта, я потерял в своем имидже, как селекционер. Теперь, чтобы выйти из этого положения, я вынужден заявлять, что несу ответственность только за те сорта, которые были обозначены в моих печатных каталогах за 2005-2007 года. Если же есть другие какие-то сорта, которые проверены временем и полюбились цветоводам, то все вопросы, связанные с ними, нужно решать с селекционером. Не имея такой возможности, лучше писать в этом случае не сорт, а сеянец.
С уважением, Евгений Архипов
Статья предназначена для эксклюзивного размещения на сайте www.donnaflora.ru
Любая перепечатка запрещена!
|
|